Особенности поведения голубей-аберрантов в зимних условиях


Аберранты — птицы с нетипичной, измененной по сравнению с обычной окраской. Такая окраска формируется в результате скрещивания сизых голубей с домашними декоративными голубями, а также в связи с изменением условий существования птиц в населенных пунктах. Благодаря особой индивидуальной окраске аберранты могут узнаваться «в лицо».

Задачи:

1. Выяснить размеры зимнего участка обитания голубя-аберранта и степень связи птицы со стаей при перемещении.

2. Установить отличия в частоте агрессивных контактов у аберранта и у обычной птицы. Оценить место аберранта в иерархии стаи.

3. Установить отличия в поведении аберрантов при вспугивании от голубей типичной окраски оперения.

4. Выяснить отличия реакции аберрантов от обычных голубей при употреблении неизвестного (необычно окрашенного) корма.

Ход работы.

1. Проложите маршруты, проходящие по местам, в которых держатся сизые голуби. Опишите эти места — где располагаются, чем привлекают птиц. В городе схему маршрута можно наносить на готовую типографскую карту района исследований. Среди сизых голубей найдите аберрантов. Сделайте подробное описание окраски оперения таких птиц. Для этого схематично нарисуйте голубя и на рисунке отмечайте наиболее яркие и характерные элементы окраски, отличающие данную особь. Дайте имя каждой птице-аберранту.

2.Проходя по маршрутам, отмечайте на схеме места встреч изучаемых птиц, время обнаружения, состав и размер стаи, чем занимаются птицы. Хронометрируйте поведение аберрантов. Постарайтесь проследить за их перемещением. На участке какого размера держатся аберранты? Какие места участка посещаются наиболее часто? Существуют ли типичные маршруты перемещения по участку? Происходят ли отсоединения аберранта от стаи? Если да, то каковы причины этого? Насколько постоянен размер стаи? Как изменяется размер стаи в зависимости от времени суток и перемещений стаи? Происходят ли изменения в поведении аберранта при резком увеличении или уменьшении размера стаи, при присоединении к стае птиц других видов?

3. Как часто аберрант вступает в агрессивные контакты, кто является их инициатором и каков их исход? Как часто (в процентном отношении) аберрант является инициатором агрессивных контактов и объектом агрессии со стороны других птиц? Сравните частоту агрессивных контактов аберранта с членами стаи и частоту таких контактов между птицами обычной окраски. Сделайте два замера за 15 минут во время кормления в сходных условиях (температура, время суток, количество корма). Как изменяется количество агрессивных контактов в зависимости от:

  • времени суток,
  • погодных условий,
  • количества корма?

4. Как аберранты реагируют на человека, домашних животных? Приближаясь к стае, попробуйте вспугнуть ее. Установите дистанцию вспугивания — расстояние до взлетающей птицы. Как зависит дистанция вспугивания от поведения человека и поведения птицы в данный момент? Есть ли отличия дистанции вспугивания у аберрантов и обычных голубей в сходных условиях? Сделайте несколько десятков измерений с перерывами не менее 5 минут.

5. Какие корма употребляют изучаемые птицы? Есть ли среди употребляемых видов корма особые предпочтения? Совпадают ли эти предпочтения с птицами обычной окраски? Попробуйте окрасить хлеб различными пищевыми красителями и разбросать его недалеко от стаи. Как реагируют на такой корм аберранты и птицы обычной окраски? Насколько быстро привыкают и начинают употреблять «новый» корм? Повторите эксперимент несколько раз с разными аберрантами.


Начало  |  Как пользоваться опр-лем  |  Ключ для определения  |  Список видов определителя  | Хар-ка отрядов и семейств  |  Очерки зимней биологии видов

Приспособления птиц к зиме  |  Как наблюдать за птицами зимой

  Список видов птиц Моск.обл.  |  Птицы Красной книги Моск.обл.  |  Литература и другие источники


 
Hosted by uCoz