Изучение зимней биологии большого пестрого дятла (Dendrocopos major L.)


Задачи.

1. Выяснить размеры и форму участка, занимаемого большим пестрым дятлом в зимний период.

2. Установить количество и типы "кузниц" на участке и частоту их использования в зависимости от биотопов, находящихся в составе участка, пород деревьев, на которых расположены "кузницы", состояния древесины, других факторов.

3. Выяснить места поиска корма, способы кормодобывания и бюджет времени на различные типы кормового поведения, изменения кормового поведения в зависимости от погодных условий, внутривидовых и межвидовых контактов.

4. Определить "эффективность кормодобывания" большого пестрого дятла при кормлении семенами шишек ели или сосны.

Методика.

1. Найдите действующую "кузницу" большого пестрого дятла. Опишите ее устройство (на каком дереве, высоте и прочее), в каком биотопе она расположена. Проследите маршруты перелетов дятла по своему участку. Каковы его размеры? Сколько "кузниц" использует изучаемая птица? С какой территории дятел собирает шишки? Нарисуйте схему расположения "кузниц" и мест сбора шишек. Установите общие типы устройства "кузниц" в зависимости от их месторасположения. Существует ли закономерность в устройстве "кузниц" в зависимости от биотопа, в котором они расположены, кормовых запасов деревьев в биотопе, породы дерева, состояния древесины (сухая, гнилая и т.п.)? 

2. Установите порядок действий дятла на "кузнице", при долблении шишек и их добыче. Шишки каких деревьев использует дятел? Каковы способы срывания шишки с дерева и закреплении ее в "кузнице"? 

3. С деревьев, используемых дятлом, наберите 10 целых шишек средней величины и, высушив шишки,  извлеките и внимательно подсчитайте количество семян в каждой из них. Затем рассчитайте среднее арифметическое количества семян в шишке. Аналогичным способом определите среднее количество семян, оставляемых дятлом в шишке после кормления. Что можно сказать о "эффективности кормодобывания" дятла? Как изменяется этот параметр при сравнении кормления дятла шишками ели и сосны? 

4. Хронометрируйте поведение дятла. Установите доли времени, затрачиваемые на различные виды деятельности (полет за шишкой, закрепление шишки в "кузнице", раздалбливание шишки, отдых, перелет к другой "кузнице", кормление на стволе и ветках, демонстрационное поведение и т.п.). Как изменяется бюджет времени дятла в зависимости от погодных условий и других факторов? От чего зависит частота использования той или иной "кузницы" дятлом? 

5. Какие корма и с каких деревьев, кроме семян шишек, использует дятел? Какова доля по времени добывания таких кормов? Где чаще всего располагаются подолбы дятла, каковы их размеры и форма? Как меняется активность дятла в течение суток?

6. Каким образом дятел реагирует на других птиц (своего и других видов)? Как часто и на сколько времени дятел присоединяется к синичьим стайкам? Происходят ли конфликты между птицами и в каких местах участка, занимаемого дятлом? Каков их исход?

7. В конце февраля понаблюдайте, изменилась ли реакция дятла на птиц своего и других видов. Изменились ли размеры участка, занимаемого дятлом?
 
 

Следующая тема ...


Начало  |  Как пользоваться опр-лем  |  Ключ для определения  |  Список видов определителя  | Хар-ка отрядов и семейств  |  Очерки зимней биологии видов

Приспособления птиц к зиме  |  Как наблюдать за птицами зимой

  Список видов птиц Моск.обл.  |  Птицы Красной книги Моск.обл.  |  Литература и другие источники


 
Hosted by uCoz