Изучение влияния уровня рассудочной деятельности зимующих птиц
на употребление ими неизвестных (необычно окрашенных) типов корма


Задачи:

1. Установить предпочтения видами птиц различных кормов, предлагаемых в качестве подкормки.

2. Выяснить динамику и степень привыкания к употреблению неизвестных типов корма у различных видов птиц.

Методика.

1. Выполнение работы связано с изучением употребления птицами корма, окрашенного пищевыми красителями. Необходимо заранее приобрести пищевые красители красного, синего, зеленого и желтого цветов. В случае окрашивания семян подсолнечника или другого семенного корма в твердой оболочке можно использовать гуашь. На открытой площадке устройте кормушку, состоящую из трех отдельных кормовых столиков. Каждый кормовой столик должен представлять собой лист фанеры (или другого материала), покрашенный с верхней стороны в белый цвет, размером около 35 x 35 см, с небольшим бортиком, чтобы не рассыпался корм. Кормовые столики укрепите в линию невысоко над поверхностью снега (на одинаковой высоте) на расстоянии 2 – 3 м друг от друга. Выберите наблюдательную позицию так, чтобы все столики находились в поле Вашего зрения. Количество помещаемого на столики корма должно быть небольшим, чтобы он съедался птицами в течение дня. Каждый день перед началом наблюдений кормовые столики очищают от снега и добавляют корм. В течение всего периода исследований (кроме отдельно оговоренных случаев) располагайте каждый тип корма (хлеб, крупа, семена и т.д.) только на одном определенном кормовом столике. 
Наблюдения следует проводить за 4 – 5 видами птиц, наиболее часто посещающими кормушку. Хронометрируйте особей этих видов. Отмечайте к какому кормовому столику подлетает птица, что делает и сколько времени на нем проводит. Старайтесь следить за одной и той же особью в течение 5 – 10 мин. Общее (суммарное) время хронометрирования по каждому виду должно быть примерно одинаковым (например, около 30 мин. в день)! Хронометражи особей, принадлежащих к одному виду, следует суммировать. Предпочтение видом того или иного типа корма оцените с помощью коэффициента предпочтения кормового столика: 

K = (N-n)t/T, где 
N – количество подлетов к кормовому столику, заканчивающихся захватом (птица взяла корм и отлетела от кормушки для его поедания) или поеданием корма, 
n – количество подлетов к кормовому столику, не заканчивающихся захватом или поеданием корма, 
t – время успешного кормления непосредственно на кормовом столике (мин.), 
T – общее время хронометрирования (мин.). 

2. В первый день наблюдений на каждый кормовой столик поместите определенный тип корма. Например, семена подсолнечника на первый, пшено на второй, «белый» хлеб на третий. В конце дня после проведения хронометрирования рассчитайте коэффициенты предпочтения кормовых столиков исследуемыми видами птиц. Какие виды птиц какой корм (столик) предпочитают? Установите какой тип корма в наибольшей степени употребляется всеми видами. Окрасьте данный тип корма в красный цвет и приготовьте для дальнейших исследований.

3. На следующий день окрашенный корм поместите на соответствующий кормовой столик. Если на столике есть остатки неокрашенного корма, то их надо убрать! Хронометрируйте птиц. По результатам наблюдений дня установите:
- птицы каких видов стали первыми употреблять окрашенный корм? 
- как изменилось предпочтение видами птиц кормового столика, на который поместили окрашенный корм, по сравнению с предыдущим днем исследований? 
- какой кормовой столик с неокрашенным кормом наиболее предпочитается всеми птицами? 
Установленный тип корма необходимо также окрасить в красный цвет и приготовить для дальнейших наблюдений.

4. На следующий день окрашенный корм поместите на соответствующий (второй по счету) кормовой столик. Проведите наблюдения. В конце дня рассчитайте коэффициенты предпочтения кормовых столиков и проведите окрашивание корма в красный цвет для последнего (третьего) столика.

5. На четвертый день наблюдений на всех кормовых столиках должен находиться окрашенный корм красного цвета. Проведите наблюдения при таком состоянии всех типов корма в течение 2 – 3 дней, ежедневно добавляя окрашенный корм в кормушку. Установите наиболее употребляемый всеми птицами тип окрашенного корма и в один из дней замените его на обычный, естественного цвета. Совпадает ли наиболее употребляемый всеми птицами тип неокрашенного корма с окрашенным? Как изменяются коэффициенты предпочтения в данном случае (сравните со вторым днем наблюдений)? 

6. Еще через день верните все неокрашенные корма на свои кормовые столики (как в первый день наблюдений). Хронометрируйте птиц и рассчитайте коэффициенты предпочтения. Установите наиболее предпочитаемый тип как окрашенного, так и неокрашенного корма за все время наблюдений. Приготовьте его для последнего дня исследований, окрасив в синий, зеленый и желтый цвета.

7. В последний день наблюдений один тип корма, но окрашенный в разные цвета поместите на кормовые столики. Какие виды птиц корм какого цвета наиболее (наименее) предпочитают? С чем это может быть связано?

8. Как в ходе исследований происходила реакция птиц на изменение окраски различных типов корма по видам и внутри одного вида?

9. Какие из исследуемых видов птиц наиболее (наименее) способны перейти к употреблению неизвестного корма (корма необычного цвета)? Аналогично, возвратиться к употреблению корма естественного цвета. Совпадают ли эти виды птиц? Попробуйте дать этому объяснение с точки зрения уровня социальной организации и эволюционного положения того или иного вида птицы.
 
 

Следующая тема ...


Начало  |  Как пользоваться опр-лем  |  Ключ для определения  |  Список видов определителя  | Хар-ка отрядов и семейств  |  Очерки зимней биологии видов

Приспособления птиц к зиме  |  Как наблюдать за птицами зимой

  Список видов птиц Моск.обл.  |  Птицы Красной книги Моск.обл.  |  Литература и другие источники


 
Hosted by uCoz